On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Tatjana Spomer




Сообщение: 58
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.11 23:46. Заголовок: Развивающие методики


РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

"Современные родители спешат дать детям раннее образование, при этом, оказывается, нанося немалый вред их психике. В последние годы методики раннего развития стали чрезвычайно популярны в нашей стране - уже в люльке детей различными способами учат читать и считать. Но врачи-психотерапевты бьют тревогу - увеличивается число детей с нарушениями психики. Чем же так называемые методики #раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания? Что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

ЧТО ТАКОЕ РАННЕ ОБУЧЕНИЕ

Вирус под названием «раннее развитие детей» поразил большинство молодых родителей крупных городов. «Моя дочь уже в 3 года читает…» - «А мой сын - считает», - хвастаются мамы малышей друг перед другом. Широкий размах увлечения методиками воспитания вундеркиндов спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями.
В этом случае понятие «развитие» употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но в домашних «школах для младенцев» занимаются не столько развитием, сколько досрочным обучением тем предметам, которые ребенок позже изучает в начальной школе. Энтузиазм мам и пап подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы. Им кажется, что с помощью раннего обучения они дадут ребенку «ранний старт», повысив его конкурентоспособность в дальнейшей жизни.

Во всем мире эпидемия раннего развития началась в середине XX века с лозунга педагогов-новаторов: «После трех учить уже поздно!» Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. На неопытных родителей это действует неотразимо: оказывается, мой ребенок может запросто стать гением! «Волшебная палочка» для чудесного превращения младенца в вундеркинда берется из богатого набора известных новаторских «брендов»: Монтессори, Никитин, Зайцев, Тюленев. Чем подходы к раннему обучению отличаются друг от друга, что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

Система Монтессори

Мария Монтессори, итальянский педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Она разработала упражнения с картонными рамками, карточками и кубиками, тренирующие у детей мелкую моторику пальцев (на кончиках которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга).
Умственно отсталые дети не только научились говорить, но и начали читать, писать и считать раньше сверстников из обычной школы. И тогда Монтессори предположила, что те же упражнения могут помочь при обучении здоровых детей.
Сегодня в Монтессори-садиках по всей Европе в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные своим примером помогают новичкам. Сложение и вычитание познается с помощью разноцветных бусин, нанизанных на нитку в различном порядке, а читать дети учатся по специальным картинкам.
Елена Смирнова, заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО считает, что эта система в ее традиционном варианте «ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию». Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям.

НУВЭРС» Никитиных
Семье Никитиных принадлежит идея «НУВЭРСа» - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и, в конечном счете, не дают раскрыться личности маленького человека.
На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод развития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По системе Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться. Чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на решение интеллектуальных задач. Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное развитие, в ущерб эмоциональному.
Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никитиных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никитиных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырастила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей. Так стоило ли так мучиться, если этих результатов можно добиться более «мирным» путем.

Складовые кубики Зайцева

Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, «увидев» единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку - их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для «звонких» кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий.
Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по «кубикам Зайцева». Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике Зайцева «тупость» двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется буквосочетание «МА» как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много - около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады получаются из отдельных букв. Но впоследствии в традиционной школе маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать «складовое» чтение?



«Читать раньше, чем ходить»


Так называется методика Виктора Тюленева, обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей. Он использует для домашнего образования уже знакомые нам карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно. Также стены детской следует украсить географическими картами, таблицей Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной из знакомых семей девочка с помощью методов Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть «Бородино» Лермонтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв слова на холодильнике. Правда, маме вундеркинда приходилось скрывать таланты дочери от соседей по песочнице и задумываться о перспективах обучения в средней школе.
Чем закончится этот конкретный опыт раннего развития - покажет время, но психолог и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над младенцами не проходят бесследно. «Подводные камни» ранних успехов - психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на «ранообучаемых» детей: «Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит», «Девочке - 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро »накалякает« и бежит машинки катать!», «Нам 5 лет - читает только из-под палки, только, если ремень видит».
Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему грамотею проще учиться в первых классах, но когда приходит время заниматься всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром заурядных учителей.

После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил вундеркинду преимуществ по сравнению с однокашниками.

Сторонникам раннего развития часто приходится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя лишать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в младенчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя.

Профессор Елена Смирнова считает, что, стремясь обучать 2-3-летнего ребенка чтению и счету, родители подсознательно устраняются от необходимости «опуститься» до его интересов и потребностей. Не всякий взрослый умеет играть с ребенком - встать на колени, ползать за машинами, говорить за зайчика. Очень часто, не наигравшись досыта в раннем детстве, вундеркинды наверстывают упущенное в школе, предпочитая урокам игры под партой.
Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие - явление нездоровое, прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего. Профессор Елена Смирнова считает, что драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время. Психологи настаивают на том, что до 5 лет обучать читать и писать - значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно «переваривать» информацию, выраженную в символах.
Практикующий психотерапевт Наталья Писаренко предупреждает, что если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний. Хотя есть в эпидемии раннего обучения и положительный момент. Здравомыслящие родители, «переболев» новомодными методиками, возвращаются к играм в «Ладушки» и сказкам про «Колобка». Психологи признают, что проверенные десятками поколений методы воспитания гораздо лучше новомодных образовательных продуктов.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

- Не превращайте успехи малыша в повод продемонстрировать перед знакомыми его необыкновенные способности. Из этого он вынесет одно: я занимаюсь не потому, что мне интересно, а для того, чтобы удивить родных и маминых подруг.

- Не скупайте подряд все пособия. Пусть ребенок сначала освоит что-то одно. Хотя существует масса развивающих методик, выберите то, что понятно вам и интересно малышу. - Не переусердствуйте и не перегрузите малыша знаниями, а двигайтесь вперед постепенно. Девизом родителей должно быть: «Не учить, а знакомить!»

С. ОРЕХОВА, корреспондент еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» Источник http://www.fakttv.ru/



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 13 [только новые]


Tatjana Spomer




Сообщение: 106
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.11 10:20. Заголовок: «Маленькие ступеньки..


«Маленькие ступеньки»
http://www.ab.ru/~invsp/step8.htm



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 10
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.11 22:27. Заголовок: занятия


Здравствуйте форумчане! Мне всегда было интересно заниматься со своим ребенком.Когда Юляне было несколько месяцев,я даже писала слова на карточках,кружочки для изучения счета.Показывала карточки,нам нравилось это занятие,Юляна была младше и мне кажется больше слушала меня.Теперь нам 6 и я не всегда могу "навязывать" свои игры и занятия.Ребенок может просто сказать-нет ,не буду.И у меня настроение пропадает ,а как вы справляетесь,когда ребенок не хочет делать то,что вы предлагаете? Тут интересные идеи для развития http://www.tarologiay.ru/?p=2673

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 20
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.11 10:28. Заголовок: Дельфинчик пишет: к..


Дельфинчик пишет:

 цитата:
как вы справляетесь,когда ребенок не хочет делать то,что вы предлагаете


Я пасую. Надя быстро теряет интерес к занятию, отвлекается, начинает озоровать, бросать материал или убегает. Призывы "посмотри, какой зайчик и т.д." не действуют. Переходим к чему-то другому, но ненадолго. Мне кажется, она проверяет границы моего терпения и своей свободы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 62
Откуда: Украина
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.11 11:24. Заголовок: Только ловлю момент ..


Только ловлю момент "под настроение" или пытаюсь(ненавязчиво!!!) вызвать интерес, иначе - все будет наоборот или "не вижу, не слышу".


Откуда все пришло, туда все и уйдет. А я - лишь путь для самого себя, дорога которую мне надо пройти.
Х.Мураки.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 11
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.11 21:47. Заголовок: Спасибо,девочки! Ско..


Спасибо,девочки! Скоро начало нового учебного года,и я задумалась,как заниматься,чтоб к школе подготовиться.Пока школа только в мечтах.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 22
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.11 11:48. Заголовок: Дельфинчик , да не з..


Дельфинчик , да не за что благодарить, как-то невесело ответила. К нам иногда приходит няня, она удивляется тому, что рассказываю про Надю. С ней, по её словам, Надя как шёлковая, всё делает, слушается. Может быть, с чужими людьми ребёнок более дисциплинированный?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 61
Откуда: UK, HALIFAX
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.11 12:46. Заголовок: Elena пишет: Может..


Elena пишет:

 цитата:
Может быть, с чужими людьми ребёнок более дисциплинированный?

Это абсолютно так. Проверено за долгие годы на собственных детях, племянниках и внуках.
Дельфинчик пишет:

 цитата:
,а как вы справляетесь,когда ребенок не хочет делать то,что вы предлагаете?

Я иногда действую от противного, вдруг неожиданно говорю, да и не надо тебе заниматься, давай книжки кому-нибудь отдадим (подарим). А ты будешь неграмотным всю жизнь, будешь все время играть, даже, когда станешь взрослый дядя, деньги посчитать тоже не сможешь, ничего себе не купишь. (ну что-то вроде этого).
У моего ребенка очень силен дух противоречия. И на этом можно играть. Попробуйте.
Дельфинчик пишет:

 цитата:
Пока школа только в мечтах.

Если долго и сильно мечтать, то мечта сбудется

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.11 12:14. Заголовок: а я думала это тольк..


а я думала это только у нас такие проблемы начались.Раньше охотно со мной сидела играла занималась ,пыталась, потом мне пришлось выйти на работу и как-будто от обиды ноет,все бросает,хочу это и тут же уже не хочу,ничего не хочет,даже играть

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 92
Откуда: Россия, Алтайский край
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.11 19:06. Заголовок: луиза мне пришлось в..


луиза

 цитата:
мне пришлось выйти на работу


когда мама выходит на работу ребенок сначала не понимает почему мама уходит и чувствует страх мама же его оставила
как только ребенок поймет что мама работает и для него тоже,чтобы покупать себе и доче наряды,игрушки,все изменится в лучшую сторону
А вообще наши детки очень упрямые,вот и стараешься как бы это упрямство да в нужное русло.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5
Откуда: россия, комсомольский район
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.11 12:35. Заголовок: да нет, к тому,что м..


да нет, к тому,что мама будет работать я ее подготовила,специально оставляла с разными родственниками на разное время,просто какое-то время не занималась(не из-за работы), а теперь она протестует,но вроде теперь все встает на свои места

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 186
Откуда: Россия, Алтайский край
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.11 17:25. Заголовок: Тест Векспера от 5 ..


Тест Векспера от 5 до 16 лет,позаимствовала ссылку у Jane S
очень хороший тест,а в какую тему не знаю поместить
http://bratella.ucoz.ru/load/16-1-0-67

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 9
Откуда: Украина, Днепропетровск
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.12 10:33. Заголовок: Хочу сказать немного..


Хочу сказать немного в защиту глобального чтения. Как метод «досрочного обучения чтению» я его тоже не поддерживаю. Это только называется «чтение», а по сути, просто запоминание картинок, пусть даже в виде слов.

Для наших же детей метод глобального чтения используется для вызывания речи. Это так сказать «видимая речь». Специалисты ДСА на семинаре рассказывали, что используют метод глобального чтения на начальном этапе, чтобы «разговорить» ребёнка. Особенно это актуально для более сложных детей, например с сопутствующим аутизмом. Они показывали видео уроков – впечатляет.

Я не использовала этот метод, т.к. к тому моменту как о нём узнала, Олег во всю уже говорил.
Сейчас наша украинская организация ДаунСиндром перевела и распространила среди родителей программу “See and Learn” (http://downsyndrome.org.ua/library/ - электронная версия программы - раздел «образование»). Это программа по тому же глобальному чтению, выстроенная в чёткую, понятную родителям систему. Сейчас многие наши мамы работают по ней с малышнёй. Отзывы пока не особо слышала. Думаю, через время они появятся.

Что подкупает, так то, что эта программа предлагается наравне с Нумиконом в DownSyndrome Educational (http://store.dseenterprises.org/). О Нумиконе могу часами говорить – для меня это бесценное пособие, по которому легко и интересно работать, и результат впечатляет. От программы See and Learn ожидаю той же продуманности.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 259
Откуда: Россия, Алтайский край
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.12 14:15. Заголовок: Если малыш любознате..


Если малыш любознательный,он может прийти сам к методу глобального чтения,несколько раз спросит название вывесок вполне может все сопоставить,для него тогда слог будет часть какого-то слова,не плохой метод и скорость чтения достигается большая,чем по-слоговое чтение.Могут быть проблемы с грамотностью письма,зато какое удовольствие от чтения.Но согласна с Женей досрочное обучение может быть таким минусом.Мой сын как-то пожаловался,что детства у него не было,в 15 лет поступил в универ.Мы его не подгоняли,захотел со старшей вместе учиться его желание сбылось.В 4 года с трудом выучили три буквы,а оказалось он читает сам.Буквы абстракция,попробуй пойми почему ее так называют,а слово имеет смысл.
Удивительно какие все дети разные.Старшая могла часами готовиться к занятиям,с большим дополнительным материалам.Для сына час занятий уже было много,сделать поскорее и играть в футбол,волейбол.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка да